Танец «Сама»
Одним из древнейших культурных центров уйгуров является город Кашгар. В этом городе расположена огромная мечеть «Ид Ках», которую жители посещают по особым торжественным случаям. Каждый год в праздничные дни Ураза йет и Курбан йет жители всего Кашгара стекаются на эту огромную площадь. Только в эти дни, на этом месте можно увидеть удивительный и неповторимый национальный танец уйгуров – танец «Сама» («Сама уссули»). Этот танец является выражением праздничного настроения и чувств радости уйгурского общества.
С утренней зарей, в первый день праздника Курбан йет, ранним утром, десятки тысяч людей собираются внутри мечети и вне ее для чтения молитвы. После завершения молитвы, по всей округе раздается приятные звучания награ и сурная. Люди выйдя из мечети начинают потихоньку вливаться в общий танец «Сама». Один за другим они создают огромнейший танцевальный ансамбль. Зрители в свою очередь выстраиваются вокруг танцующих в несколько рядов. Те, кому не удалось протиснуться в эти ряды, создают на двух минаретах (находящихся на высоте 30 метров) дополнительные зрительные места.
Сама является древнейшим традиционно-историческим танцем. В нем участвует в основном мужчины различных возрастов. Любой желающий может вступить в ряды танцующих. Количество участников не ограничено. Несколько сотен людей могут танцевать сразу вместе в одном ряду. Принцип «Сама» -танцевать в ритм, точно попадать в такт звучаний награ и сурная, соблюдать правила исполнения и следовать порядку. Именно поэтому во время выполнения резких движений и всевозможных па, не происходит случайных столкновений среди танцующих. Гости, которым удается присутствовать на подобном зрелище, удивлено вопрошают: «Сколько же времени понадобилась, чтобы провести подготовку столь большого коллектива?» Но на самом деле, никаких предварительных репетиций не проводится.
«Сама» во время праздника продолжается целый день, с утра до вечера. И каждый участник этого танца, сам по своему состоянию здоровья и рационально оценивая свои силы, решает, сколько он будет танцевать, и когда ему уже пора присоединиться к зрителям.
Музыканты же меняют свои мелодии приблизительно каждый час. Специально для танца «Сама» отбираются самые веселые и праздничного настроя мелодии и песни. По окончанию каждой музыкальной композиции – мукама, осуществляется 10-15 минутный перерыв. Затем снова принимаются за игру. и опять продолжаются чарующие звуки уйгурской классической мелодии. И до тех пор, пока играет музыка, танец не прекращается. Заряжаясь азартом соревнования, танцующие вновь и вновь возвращаются в круг, дабы не уступать партнерам. Бывали даже случаи, когда некоторые любители «Сама» теряли сознания от усталости.
Танец «Сама» несет в себе торжественный характер победы, радости и восхищения. Тайный смысл, который был изначально заложен нашими предками в этот танец, известен немногим. На самом деле «сама уссули» является выражением отваги, мужества и храбрости.
История «Сама» уходят корнями в далекое прошлое. Еще в эпоху коллективной охоты был такой обычай встречать своих сородичей с благополучной охоты торжественными плясками. Собираясь со своими соплеменниками, предки поздравляли друг друга с победой на охоте и танцевали общий танец. Как раз в эпоху шаманизма люди поклонялись небу, ибо в древности небо называли «саама» Именно поэтому, и сейчас коллективный танец преклонения Небесам в честь победы называется «Сама уссули».
Что же касается использования награ и сурная, то в источниках говорится о религиозной природе этого обычая. Во времена становления и развития Ислама, идущих в бой провожали под звучания древних музыкальных инструментов- награ и сурная. И победителей встречали соответственно под торжественное исполнение музыки и коллективных танцев. Сегодня танец «Сама» устраивается исключительно во время празднования курбан и рамазан байрама.
Этот колоритный обычай, как и любые другие, имея историко-традиционные подоплеки, является символичным.
В заключении хотелось бы сказать, что историко-традиционные основы различных обычаев и традиций, и в том числе, танца «Сама», являются визитной карточкой древней родины уйгурского народа.
Перевод статьи: Дилнур Айсаева (“Традиции и обычаи уйгурского народа”)